Главная
Регистрация
Вход

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Володарская СОШ"

Меню сайта

Дополнительно

  •  Толерантность, межнациональные отношения 

    План мероприятий по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений на 2018-2019 учебный в МАОУ «Володарская СОШ» год.

    Из опыта организации психолого-педагогической работы по формированию толерантности в подростковой среде

    в МАОУ «Володарская СОШ» Первомайского района Оренбургской области.

    Социальный педагог Хамзина М.К.,

    педагог-психолог Горбункова А.Р.

     

    «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так,

    как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием»

     (Конфуций)

     

    Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, миграции населения, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

    К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников. Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных психолого-педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании в ребенке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

    Определение понятия толерантности строится на идеях Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО - «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» .

    Толерантность представляет собой тип морали, реализующий концепцию прав человека на социально-психологическом уровне. Согласно данной морали, идеалом социальных отношений является кооперация, то есть добровольное взаимовыгодное сотрудничество людей и групп.

    Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп.

    http://vol-s.ucoz.ru/_si/1/s63594898.jpg

    Одна из особенностей нашей школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: русские, украинцы, армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы и другие.

    http://vol-s.ucoz.ru/_si/1/s62374307.jpg

    http://vol-s.ucoz.ru/_si/1/s21676533.jpg                                                      

    В связи с эти, для нас особо актуальна проблема воспитания толерантности в условиях многонациональных школьных классов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

    В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы для нас крайне важным было сближать интересы учащихся различных национальностей. Сегодня ситуация по данному вопросу в нашей школе складывается благоприятно. Этому способствуют социально-значимые внеклассные и внешкольные мероприятия: «День Толерантности, ежегодный фестиваль «Дружбы народов», «День пожилого человека», «День Матери», Международный день людей с ограниченными возможностями, День памяти; экологические акции: «Спасти и сохранить», «Зеленый патруль», акции милосердия и заботы; участие школы в общегородских спортивных и культурных мероприятиях. В школе функционирует большое количество кружков и секций, позволяющих учащимся раскрыть свой потенциал, определить свой круг интересов и реализовать свои возможности в разных сферах внеурочной деятельности.

    http://vol-s.ucoz.ru/_si/1/s11722570.jpg

    На данный момент уже отлажено и эффективно работает ученическое школьное самоуправление, которое воспитывает такие качества как ответственность за свои решения, действия и поступки; самостоятельность в выборе и принятии решений; создает условия для проявления лидерства учащихся; вовлекает учащихся в активную жизнь в социуме и в общественных организациях.

    Активно работает коллектив единомышленников из числа родителей, являющихся представителями родительских комитетов, как общешкольного, так и классных, занимая конструктивную жизненную позицию и принимая участие во всех сферах жизни школы.

    Деятельность социально-психологической службы школы также направлена на предупреждение нетерпимости, на воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умение сопереживать, понимать мотивы поступков людей, умение общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Организована индивидуальная и групповая работа с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений, проводятся тренинговые занятия по формированию навыков бесконфликтного, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, решение конфликтных ситуаций.

    Все это, в целом, создает благоприятные комфортные психологические условия для формирования толерантности.

    Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

    Наиболее благоприятным для воспитания толерантности является подростковый возраст. Однако именно они в силу своих возрастных особенностей, не всегда имеют достаточное представление по толерантности и толерантному поведению.

    Нами было проведено исследование межнациональных отношений в подростковой среде с помощью анкеты «Изучение межнациональных отношений» и самооценка толерантных черт личности с помощью опросника «Черты толерантной личности»

    Задача исследования состояла в том, чтобы оценить состояние и направленность позитивных и негативных суждений учащихся по отношению к другим народам, ощущают ли участники анкетирования неприязнь к иным народам, знают ли о случаях национальных конфликтов в своем классе, а также выявить по степени значимости свои толерантные черты личности, каким чертам личности необходимо уделить внимание в плане личностного роста.

    В исследовании приняли участие 66 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов, активно изучающих вопросы толерантного отношения к другим народам и культурам. Из них 23 человека – учащиеся 7 классов, 20 человек – учащиеся 8-х классов, 23 человека – учащиеся 9 классов.

    Анкета «Изучение межнациональных отношений» состояла из следующих вопросов:

    1. Имеются ли в твоем роду представители других национальностей?
    2. Нравится ли тебе «свой» народ?
    3. Нравятся ли тебе другие народы?
    4. Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?
    5. Знаешь ли ты национальную принадлежность своих одноклассников?
    6. Были ли случаи национальных конфликтов в твоем классе?

    Проанализировав, полученные в процессе обработки, ответы учащихся по классам, были вывялены следующие результаты:

    1. На вопрос «Имеются ли в твоем роду представители других национальностей?» 60-91% подростков ответили, что имеются.
    2. На вопрос «Нравится ли тебе «свой» народ?» ответили «да» в седьмых классах – 42-53% подростков, в восьмых – 50-80% учащихся, в девятых классах- 52-63% школьников.
    3. На вопрос опросника «Нравятся ли тебе другие народы?» 49-79% подростков седьмых, восьмых, девятых классов ответили, что нравятся. В то же время, их них 0% высказали отрицательное отношение.
    4. На вопрос «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» 46-70% учащихся ответили, что нет.
    5. На вопрос «Знаешь ли ты национальную принадлежность своих одноклассников?» 64-97% учащихся седьмых, восьмых, девятых классов ответили, что знают.
    6. На вопрос «Были ли случаи национальных конфликтов в твоем классе?» 65-98% подростков седьмых, восьмых, девятых классов считают, что национальных конфликтов не было.

    Таким образом, в целом по опросу было установлено, что в школе подростки позитивно, толерантно относятся к другим народам. Большинство учащихся не испытывают неприязнь к другим народам. Не выявлены случаи и проблемы национальных конфликтов. Не проявляется этнический фактор в повседневном общении, в непосредственных контактах учащихся.

    Опросник по диагностике «Черты толерантной личности» в модификации Е. Г Виноградовой, к п. н., позволил нам выявить наиболее развитые толерантные черты личности подростка и черты, на которые следует обратить внимание в плане формирования толерантности.

    В данной методике мы предложили подросткам проанализировать качества толерантной личности. Подросткам необходимо было оценить по пятибалльной шкале самооценку толерантных черт личности. По мнению респондентов у них наиболее выражены следующие черты, присущие им как толерантным личностям, – это «чувство юмора» «расположенность к другим» «чуткость», «умение не осуждать других».

    К наименее выраженным чертам подростки отнесли «терпение», «доверие», «терпимость к различиям», «альтруизм», «умение слушать», «снисходительность».

    Нами была определена рейтинговая шкала черт личности очки зрения толерантности по степени значимости.

    Черты личности с точки зрения толерантности

    Среднее значение

    баллы

    %

    1

    Чувство юмора

    4,4

    88%

    2

    Расположенность к другим

    4,3

    87%

    3

    Чуткость

    4.3

    86%

    4

    Умение не осуждать других

    4.3

    86%

    5

    Способность к сопереживанию

    4,3

    86%

    6

    Умение владеть собой

    4,2

    84%

    7

    Любознательность

    4,1

    82%

    8

    Доброжелательность

    4,1

    82%

    9

    Гуманизм

    4,1

    82%

    10

    Снисходительность

    3,9

    78%

    11

    Умение слушать

    3,9

    78%

    12

    Альтруизм

    3,9

    78%

    13

    Терпимость к различиям

    3,9

    78%

    14

    Доверие

    3.8

    76%

    15

    Терпение

    3,4

    68%

     

    Среднее значение

    4,1

    81%

    Опрос респондентов установил среднее значение 4,1 балла – 81% для данной выборки, что говорит о создании психолого-педагогических условий для формирования толерантности. По результатам второго исследования нами был обозначен круг проблем, связанных с формированием черт толерантной личности, а именно формирование у подростков терпения, доверия, терпимости к различиям, альтруизма, умения слушать, быть снисходительным. Для решения данных проблем нами были намечены психолого-педагогические условия формирования толерантности учащихся и педагогов.

    Психолого-педагогическими условиями формирования толерантности учащихся и педагогов могут выступать организованные в ходе совместной внеурочной деятельности учащихся и педагогов — социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги, специально подготовленные встречи (встреча предполагает знакомство, беседу с кем-либо) школьников с представителями иных культур в привлекательной и ценной для ребенка среде. Это могут быть непосредственные встречи ребенка с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих экспедиций. Это могут быть встречи, моделируемые в ролевых играх и организуемые уже в пределах школы - на классных часах или уроках гуманитарного цикла.

    Условиями формирования толерантности являются также: организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников; организация рефлексии подростками этих отношений; оказание помощи ребенку в овладении им коммуникативными умениями.

    Формирование толерантности у подростков обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к подростк


    Вход на сайт

    ДОО"Подсолнух"

    ШСК

    Календарь
    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Полезные ссылки
  • ">

  • Володарская СОШ © 2018