Советы психолога учащимся

Уважаемые выпускники!

Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

• Вас встретят доброжелательные педагоги,

• Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,

• На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

• поведение накануне экзамена,

• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к ЕГЭ

От чего зависит успех на экзамене?
-от знания материала и умения его вычленять из памяти,
-от умения владеть собой,
-от логики построения ответа.
Что нужно, чтобы хорошо закрепить материал?
1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. д.
2.Можно ввести в интерьер дома желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тоннах или эстампа.
3.Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» ,«жаворонок» или «голубь». В зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будут изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы. Для поддержки работоспособности, необходимо чередование умственного и физического труда.
4. Начни с самого трудного раздела. То есть с того, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
5.Чередуй занятия и отдых(40 минут занятий, затем 10 минут перерыв).
6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структуировать весь материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. помни, что трудность запоминания растет не пропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд. Лучше понемногу, чем сразу. Чем большую часть времени мы тратим на повторение по памяти, а не на простое многократное чтение, тем эффективнее. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
7. Выполняй как можно больше опубликованных тестов по предмету. Тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
8.Тренируйся с секундомером в руках. Засекай время выполнения тестов(на задании части «А» в среднем уходит по две минуты на задание).
9. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив , мысленно рисуй себе картину триумфа.
10. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне ЕГЭ
1. Многие считают, что для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим.
2. К месту сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая( лучше за полчаса до начала тестирования). При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько запасных гелевых ручек с черными чернилами.
Во время проведения ЕГЭ
1. Во время тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.) Будь внимателен. От того, как ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов.
2.Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполнишь только печатными буквами. Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе покажут перед началом тестирования.
3. Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А.В.С. В заданиях части «А» нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов ты должен под номером задания пометить знаком «х» ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа. В заданиях части «В» ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля и заголовки, куда ты аккуратно вписываешь свой ответ рядом с номером задания. Запись формул или каких-либо словесных заголовков не допускается. В задании части «С» дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов. При этом никакие дополнительные сведения о себе не пишутся.
4. Исправления в бланке ответов нежелательны. Если они неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа»А», используя резервные поля. Исправления делаются только по инструкции организаторов.
4.Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования(заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения задания.
5.Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
6. Начни с самого легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий режим, освободившись от нервозности и излишней тревоги.
7.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
8.Читай задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
9.Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно выполнить новое задание. Думай только о том, что каждое новое задание-это шанс набрать очки.
10. Исключай! Многие задания можно сразу быстрее выполнить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
11.Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям(«первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить(«второй круг»).
12. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
13.Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, то интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять. При этом выбирать такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
14. Не огорчайся!

 Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


Психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену
Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.
Помогайте избежать ошибок.
Поддерживайте выпускника при неудачах.
Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Советы психолога учителям


Как помочь ученикам подготовиться к ЕГЭ
К числу трудностей, с которыми сталкивается ученик при сдаче ЕГЭ относятся:
-когнитивные трудности, связанные с особенностями переработки информации, стратегией деятельности,
-личностные трудности,
-процессуальные трудности (роль взрослого, критерии оценки, незнание прав и обязанностей,специфика заполнения ответов)

Для наиболее эффективной деятельности при подготовке к экзамену необходимы:
-специальная работа (фронтальная подготовка и индивидуальные консультации),
-проведение анализа особенностей учебной деятельности, включающий (диагностику учащихся, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, самоанализ ученика, экспертная деятельность педагогов),
-выделение «места наименьшего сопротивления»,
-разработка адресных рекомендаций(памятки).
Исходя из этого, учителю, подготавливающему учащихся к ЕГЭ, следует обратить внимание не только на содержательную сторону экзамена, но и на:
1. Каналы восприятия учащихся (способы приема и переработки информации):
Визуальный - обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет,
- в учебе больше обращают внимание на визуально запоминающиеся страницы учебника и конспекта,
- наиболее эффективные методы - чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками , рисунками, схемами.
Аудиальный - обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам,
- в учебе больше опираются на материал, который услышали,
-наиболее эффективные методы –ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задания, прослушивание, чтение вслух.
Во время проведения пробного экзамена аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания. В случае затруднения им можно пояснить, в чем заключается суть того или иного задания, не оказывая при этом помощи.
Кинестетичекий - ощущение для таких людей первичны, а действия вторичны,
-обладают хорошей мышечной памятью,
-в учебе больше опираются на собственный опыт,
-наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач с использованием материальных предметов, группы с переменным составом.
Во время пробного экзамена им стоит разрешить какую-то двигательную активность (они могут помогать себе простыми движениями, например,подвигать ногами под столом)
2. Когнитивные стили (особенности познавательной деятельности, которые характеризуют своеобразие способов получения и переработки информации):
Синтетический - объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете,
-опираются на общее,
-трудности с анализом, планированием
-создают целое, с легкостью находят связи и объединяют,
-детали не имеют для них значения,
-в учебе для них необходимы опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, выделение главной мысли.
Аналитический - расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам,
-разбирают целое на части и стремятся найти различие,
-большое значение для них имеют детали,
-успешно применяют правила,
-в учебе для них необходимы углубление в детали, анализ информации, самостоятельные выводы, работа по правилам, тесты множественного выбора, анализ, выделение ошибок.
3.Личностные особенности учащихся:
Инфантильные дети (у них низкий самоконтроль, слабые волевые процессы,в ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией).
Основные трудности на ЕГЭ:
-трудно заставить себя готовиться к экзамену,
-апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности,
-трудности в выделении главного, планировании, организации деятельности,
-отсутствие системности мышления.
Необходимая помощь:
- давать алгоритмы подготовки(начинать с трудного, переходя к знакомому),
-учить разбивать материал на короткие, легко запоминающиеся части и заканчивать работу на позитиве,
-если ребенок чем-то занят не отвлекать до завершения,
-помощь в структуировании времени,
-поощрять.
Тревожные дети (у них учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением, любую ситуацию, связанную с учебной деятельностью, воспринимают как опасную, особую тревогу вызывает проверка знаний, поэтому в тетрадях у них видны частые исправления, при устном ответе они пристально наблюдают за реакцией взрослого, постоянно что-то переспрашивают, уточняют.)
Основные трудности на ЕГЭ:
-трудно контролировать свое эмоциональное состояние,
-что приводит к проблемам с концентрацией внимания.
Необходимая помощь:
- создание ситуации эмоционального комфорта и поддержки(нельзя напоминать о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов, так как чрезмерная тревожность у детей данной категории приводит только к дезорганизации деятельности),
-создание ситуации успеха, поддержки.
Неуверенные дети (не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей, не могут самостоятельно проверять качество своей работы, могут хорошо справляться с работой по образцу, но испытывают трудности в выборе стратегии самостоятельного выбора решения).
Основные трудности на ЕГЭ:
- трудности самостоятельного принятия решения.
Необходимая помощь:
- воздержание от советов, рекомендаций и терпеливо дожидаться самостоятельного принятия ребенком решения,
-поддержка.
Перфекционисты и «отличники» (отличаются высокой и очень высокой успеваемостью, ответственностью, исполнительностью, чувствительны к похвале и оценке своей деятельности, высокий уровень притязаний на фоне низкой самооценки).
Основные трудности на ЕГЭ:
- контроль эмоций,
-стремление выполнить обязательно все задания,
-необходимость пропуска каких-либо заданий вызывает сильную тревогу.
Необходимая помощь:
-помощь в осознании разницы между «достаточным» и «превосходным»(ситуация выбора заданий),
-научить планировать работу по времени,
-избегать сравнения с другими детьми,
-снизить субъективную значимость ЕГЭ,
-щадящий режим и регулирование степени загруженности,
-помощь в переключении с эмоционального реагирования на планирование и концентрации проверки.
Правополушарные дети (богатое воображение, хорошо развито образное мышление, но проблемы с логическим).
Основные трудности на ЕГЭ:
- логическое мышление,
-структуирование,
-трудности сосредоточения на фактах.
Необходимая помощь:
-предоставление информации ребенка об особенностях его учебного стиля,
-необходимо задействовать воображение и образное мышление,
-снятие эмоционального напряжения.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации (невнимательные, рассеянные, у них низкий уровень организации деятельности, наблюдаются колебания темпа деятельности).
Основные трудности на ЕГЭ:
- низкая организованность деятельности,
-нерациональное использование времени.
Необходимая помощь:
-наличие внешних опор,
-развитие самостоятельности.
Астеничные дети (высокая утомляемость, истощаемость, снижение темпа деятельности, большое количество ошибок)
Основные трудности на ЕГЭ:
-высокая работоспособность на протяжении длительного времени,
-снижение качества.
Необходимая помощь:
-оптимальный режим подготовки,
-не сравнивать с другими детьми,
-не упрекать.
Гипертимные дети (быстрые, энергичные, импульсивные , активные, склонные к высокому темпу деятельности)
Основные трудности на ЕГЭ:- быстрое выполнение заданий приводит к слабому контролю и, как правил, росту ошибок,
-пренебрегают точностью и аккуратностью,
-низкая концентрация внимания
Необходимая помощь:
-развитие функции контроля и навыка самопроверки,
-создание ощущения важности предстоящего экзамена,
-не упрекать.
Застревающие дети (низкая подвижность, трудности переключения, медлительность)
Основные трудности на ЕГЭ:- быстрое выполнение заданий,
- переключение
Необходимая помощь:
-контроль времени,
-переключение.

Советы классному руководителю

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ЕГЭ, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача – определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.
Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегко, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других – экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

• нарушение ориентации, понижение точности движений;

• снижение контрольных функций;

• обострение оборонительных реакций;

• понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь, как во время подготовки, так и во время проведения ЕГЭ.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам• Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
В подготовительный период рекомендуем:
Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
Не нагнетать обстановку.
Повысить степень «прозрачность» подготовки и проведения ЕГЭ. 

Психологические рекомендации организаторам ЕГЭ


Какие факторы могут повлиять на создание атмосферы спокойной, творческой активности учащихся?

Состояние самой аудитории:

• Аудитория должна быть чистой, ухоженной, желательно с комнатной зеленью. Наличие зеленого цвета помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме этого зеленый в целом благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

Как создать позитивный психоэмоциональный настрой участников ЕГЭ

• Начало любого контакта, особенно с незнакомыми людьми, - это прежде всего улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

• Словесные установки учителя-организатора должны повышать уверенность ученика в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, том больше вероятность сделать ошибку.


Успехов вам, дорогой организатор!


Советы школьным организаторам проведения ЕГЭ

ЕГЭ вошел в школьную практику не так давно. Он радикально отличается от привычной формы проверки знаний, поэтому проблема психологической подготовки к ЕГЭ не только выпускников, но и организаторов приобретает особую актуальность. Данный практикум обобщает психологические знания, описывает особенности методов релаксации, педагогической техники, позиций организаторов в аудитории, создания атмосферы серьезной работы, но при этом не вызывая у сдающих ЕГЭ отрицательных эмоциональных состояний или желания уйти. Практикум поможет организатору найти правильный стиль поведения на ЕГЭ.
1. РЕЛАКСАЦИЯ,
или КАК БЫСТРО РАССЛАБИТЬСЯ
Дыхательная релаксация
Наиболее простой способ расслабиться — это дыхание на счет. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
Мышечная релаксация
Необходимо расслабить рука — ощутить тепло рук, их мягкость.
Медитация
Положите перед собой любой предмет (ручку, часы, кольцо и т.д.). В течение определенного времен, не более трех минут, удерживайте все внимание на этом предмете. (внимательно его рассматриваете, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли).
2. АУТОТРЕНИНГ,
или ИГРЫ-ФОРМУЛЫ
Способствует гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению психической напряженности. Для того чтобы формулы самовнушения были эффективными, помните о следующих правилах:
- формулы должны иметь короткий текст из нескольких фраз:
- начало фраз: «Я верю...», «Я все могу...», «Я убежден в том, что...» и т.п.;
- формулу повторять несколько раз (иногда до 7 раз);
- непоколебимо верить в «магические свойства» слов;
- проговаривание формулы должно сопровождаться состоянием сосредоточенности.
Утренние формулы
- «Уверенность в себе»:
Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу:
-«Любовь к ученикам»
Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними.
- «На работу»:
Я радостно иду на работу; Я люблю свою работу. Работа - смысл моей жизни.
Формулы в течение рабочего дня
- «Спокойствие»:
Я спокойный и стабильный. Я уверенный в себе.
- «Уменьшение напряженности»:
На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление.
- «В процессе работы»:
Я сохраняю выдержку и спокойствие.
- «Любовь к работе»:
Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение.
- «Снятие волнения»:
Мне легко, легко и свободно. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем.
- «Снятие усталости»
Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым после работы. Я чувствую молодую энергию во всем теле. У меня здоровые нервы, у меня богатырское сердце.
Текст формулы самовнушения может быть составлен не только заранее, но и в ситуации «здесь и теперь», органично переплетаясь с вашим состоянием и внешними условиями.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА,
или ВЛАДЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМ АППАРАТОМ
Голос — тончайший инструмент воздействия. Мелодичность голоса оказывает влияние на психологическую атмосферу в аудитории, на состояние ребенка и даже на отношение к предмету деятельности (интонация, мелодичность энергичность, четкость, фонетическая красота).
Упражнения для голосового аппарата
- Языком дотронуться до зубов, до альвеол, до гортани. Счет «! — 2 — 3».
- Языком коснуться внутренней стороны щеки, правой — левой. Счет «1 — 2».
- Произносить стихотворные строчки, поочередно изменяя громкость произнесения, например:
Идет бычок, качается (громко).
Вздыхает на ходу... (тихо).
- Быстрое и четкое произнесение скороговорок:
Король орел.
Талер тарелка стоит.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Осип охрип, Архип осип.
Произнесение парных согласных: глухого и звонкого, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот что:
БПА, ДТА, ВФА, ГКА, ЗСА, ЖША...
БПЭ, ДТЭ, ВФЭ, ГКЭ, ЗСЭ, ЖШЭ... И тд.
- Произнесение слова легко, мягко, изящно. Для этого следует представить что слово лежит на ладони правой руки, подержать слово в ладони и осторожно «сдуть». пуская в свет
4.МИМИКА ПЕДАГОГА,
или НЕВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Дети воспринимают информацию через мимический канал даже в большей степени, чем через канал вербальный. Они сначала видят. потом — слышат
Характеристики педагогической высокого класса:
- Мимика должна отличаться открытостью ко всему миру и к детям, так, чтобы педагог не был «страшным» для ребенка. Учитывать зеркальность общения — ребенок отражает мимику педагога.
- Мимика должна быть подвижной, чтобы отражать отношение организатора к окружающей действительности, разнообразной и динамичной. Мимическая выразительность создает зону эмоционального заражения.
Злоба, ненависть, раздражение, презрение не могут становиться содержанием мимического образа.
Упражнения для мимического аппарата
- «Стекло» — вести мимический диалог якобы через толстое стекло, не пропускающее звука (выполняется в паре).
- «Эмоции" — создать мимический портрет переживаемого состояния: радости, восторга, обиды, удивления, скуки и т.д.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАСКРЕПОЩЕННОСТЬ ПЕДАГОГА
Это свобода движений, легкость пластического выражения, отсутствие страха быть объектом внимания, психическое равновесие, открытая поза, приветливое лицо.
Упражнения
Под легкий веселый ритм и изящную мелодию (не рекомендуется обращаться к популярным песенным произведениям) пройтись по комнате, немного воображения и — погулять по незнакомому городу и т п.
6. СТИЛЬ ОДЕЖДЫ
Деловой — соответствующий характеру мероприятия. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека.
Диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека, — это зеленые, зелено-голубые цвета. Красный — возбуждает, мобилизует. Розовый- вызывает чувства нежности, легкости. Желтый — возбуждает, может провести к неприятным ощущениям. Зеленый — успокаивает. Оранжевый — вызывает ощущение тепла, способствует релаксации. Голубой — охлаждает, навевает легкость. Синий — нагнетает тревожность, беспокойство Коричневый — вселяет чувство тяжести, давления.
В связи с этим необходимо предусмотреть соответствующую цветовую гамму в одежде.
7. ПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАТОРА В АУДИТОРИИ,
или ГДЕ ЛУЧШЕ НАХОДИТЬСЯ
- Движения организатора по аудитории — не такая уж безобидная вещь. Хождение по аудитории мешает выпускнику сосредоточиться.
- Если организатор стоит у открытой двери и при этом разговаривает с кем-то невидимым, выпускники, ловя момент, «списывают», выходят из игры или начинают интересоваться: «А кто там?» — и их внимание рассекается
- Попробуйте представить себе, что организатор стоит у стены. за спинами выпускников. Начинает срабатывать эффект «летчика-истребителя»: выпускники вертятся, испытывают неприятное давление, отвлекаются от работы.
- Недопустимо стоять в «закрытой» позе (сжатые челюсти, нахмуренные брови, скрещенные на груди р>хи) перед классом или над выпускником, так как подобная «давящая» поза может вызвать у ребят плохое эмоциональное состояние.
- Предпочтительная позиция — организатор, «привязанный» к столу, так как выпускники, находящиеся в разных точках аудитории, видят его под большим углом (стол, по возможности, лучше сдвинуть к окну).
- Исподволь наблюдайте за эмоциональным состоянием выпускников в целях предупреждения развития негативных чувств.
ЧТО РАЗДРАЖАЕТ ВЫПУСКНИКА?
(По результатам проводимого среди старшеклассников исследования)
- Громкая беседа организаторов в аудитории, в коридоре.
- Беседа организатора у открытой двери.
- Шуршание фольги от конфет, шоколада.
- Стук каблуков в аудитории и коридоре.
- Агрессивный тон при объяснении, «закрытая» поза.
- Выражение лица типа «каторжанин».

Экзамены — ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а, напротив, мешает ему. Поэтому очень важно создать доброжелательную психологическую атмосферу. «Будь строг, но будь умен» (А.С. Пушкин).


Уважаемые родители!


Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка,
Избегать подчеркивания промахов ребенка,
Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.